Состояние и развитие спортивного программирования в «средних» ВУЗах

7 Ноя
2011

В этой статье прозвучит несколько мыслей о становлении спортивного программирования в некоторых «средних»(не передовых) ВУЗах. Статья никоим образом не претендует на объективную, всего лишь собственные мысли, наблюдения из личного опыта и взгляд со стороны. Далее – нескучный рассказ об общих проблемах, о проблемах ВУЗов, почему так происходит и что с этим можно сделать.

О себе


Чтобы было понятно куда я буду клонить и на чьей стороне я стою, скажу пару слов о себе и своем отношении к спортивному программированию. Мне очень нравится спортивное программирование. Я в этом не гуру. Я не выигрывал никаких топовых соревнований, но я всегда стараюсь находить время и участвовать в подобных мероприятиях. Хоть опыт мой в этом не мал, но я все еще нервно клацаю F5 после отправки решения и с замиранием сердца жду в следующий момент заветный ОК/Accepted. В случае неудачи, время на миг замедляется, мир вокруг замирает, зрачки расширяются, в них виден шок и ужас, но уже в следующий момент я засучиваю рукава, открываю исходный код, и мозг с усиленным рвением пытается найти причину неудачи.

Зачем оно надо?


Что бы ни говорили, но спортивное программирование развивает. Алгоритмы, структуры данных, скорость мышления — это далеко не все, что может дать СП. Оно может даже помочь найти новых друзей и устроиться на работу. И, черт возьми, это драйв, это азарт, это вкус игры!

Тенденция и проблема


Существует тенденция, что чем старше человек, тем меньше вероятность, что он заинтересуется Спортивным программированием. При чем «старше» по IT меркам. Почему так происходит? Причин может быть много.
  1. Человек остановился в развитии. Если его раньше что-то и интересовало, то сейчас для него программирование всего лишь способ зарабатывания денег.
  2. Реальная жизнь. У человека есть семья, дети, не будет же он проводить драгоценное свободное время за компьютером, ведь есть и более приятные занятия, правда?
  3. Человек «заточен» под технологию/язык. Если в списке разрешенных языков нет его языка, то эти соревнования ему неинтересны.
  4. Человек думает, что он крутой программист, гуру (зачастую это свойственно молодым людям) и соревноваться с другими человекоподобными ему ни к чему.
  5. Много других причин, количество которых ограничено только Вашей фантазией, здравым смыслом и реалиями нашего мира.


Проблема ВУЗов


Именно поэтому в средних ВУЗах Спортивное программирование приходит в упадок.

Первая и главная причина – студенты просто не знают о наличии такового. (Сразу отмечу, что речь здесь не идет о людях, занимающихся программированием еще со школы. Таких пытаются заманить лучшие ВУЗы страны.)

На первых курсах зачастую некому привить склонность к Спортивному программированию начинающим программистам, некому с ними заниматься, а на последних курсах талантливые программисты уже работают и заинтересованы в карьерном росте и зарабатывании денег.

А кто им расскажет? Вот те «зубры», которые засели на кафедрах? Сомневаюсь. Система образования осталась у нас из прошлого века и находится в полуразрушенном состоянии. А те люди, которые находятся у власти – от Министерства образования до деканов факультетов и старших преподавателей неспособны или не имеют желания к переменам. Не убить же их, правда? Хотя… Потому университет, по большей мере, в этом мало заинтересован. Их, в основном, интересует только количество профессоров, кандидатов и еще кого-то там – необходимый минимум для статуса «университет» и аккредитации. Главное, чтобы на бумаге все было верно, учебный план соответствовал требованиям Министерства образования и выполнялся, а что они на самом деле дают людям – не важно. Да, конечно, здорово, когда студенты выигрывают какие-то соревнования, занимают призовые места, тогда можно и премии какие-то выписать. Но организовывать все это дело, следить за этим, развивать, а тем более тратить какие-то ресурсы им не очень хочется.

Я уже молчу о том, что читается «технарям». Большое количество времени, выделяемого на учебу, уходит на подсчет выхлопов заводов, анализ работ Канта, размышления о различных социальных явлениях и изучение подобных вещей, которые, несомненно, приходятся нам в повседневной жизни. К тому же, количество гуманитарных предметов, по отношению к профильным, большое — 0,5-2 к 1. Такова цена «всестороннего» развития. Более того, порой те редкие профильные предметы огорчают еще больше. Нам читается о методах, которые забыли уже сами авторы, о программировании микроконтроллеров, которые уже лет 20 как не используют и не выпускают, о разработке программных систем для компьютеров, размером с комнату, о автоматизации фекальных насосов и управлении светофорами. Но самое интересное, что на бумаге у нас все как в Европе, даже названия предметов те же, только читается совсем не то. Но это совсем другая история.


А кто вообще может доносить молодым людям что-то полезное в этой сфере? Молодые и полумолодые преподаватели — те, кто сам учувствовал в подобных соревнованиях ранее или те, кто знаком с «нужными» алгоритмами. Если в университете и работают подобные специалисты, то зарплата у них не очень велика (как для хороших IT-шников). Нужно где-то подрабатывать, будь то фриланс или репетиторство или принимать инвестиции от студентов. В любом случае, бОльшее количество денег и других благ нашего мира соблазняют больше, чем безвозмездные занятия со студентами, чем идея, чем нечто абстрактное, на что тратишь кучу времени, а это порой даже не замечают и не ценят.

В итоге, в университете, который ежегодно выпускает десятки программистов, нельзя собрать хотя бы две команды, чтобы куда-то отправить на соревнования. Студенты сетуют на то, что их этому не учили и с ними не занимались. Руководство университета спихивает все на то, что студенты слабые, немотивированные, ничем не интересуются. Как по мне, то Университет здесь не прав, так как хочет получить какой-то результат, ничего при этом не дав. Как результат — университет не имеет людей, которых могут с достоинством защищать честь университета, а большинство студентов, которых не заинтересовали Спортивным программированием во время учебы, так им и не заинтересуются.

Что делать?


Определенно здесь нужно обходиться без кнута, только пряником.

Самоорганизация


Лучшее что может быть, когда спортивное программирование в университете развивается само собой. Что за этим стоит? Что движет этим всем? Энтузиазм! Энтузиазм – великая сила, тем более заразная. Здорово, когда в университете есть люди (зачастую молодые преподаватели) или любые другие существа, которые имеют какое-то влияние и все еще верят, что можно изменить мир нашу систему образования и все вокруг, вывести на новый, более современный уровень. Здорово, когда есть люди, которые любят то, чем занимаются, не опускают руки при неудачах и борются за идею. А главное, они заражают, заражают людей вокруг (почему-то мне напомнило спираль смерти муравьев). В итоге, формируется некая саморегулирующаяся система. Более опытные участники движения делятся опытом с молодыми коллегами, внутри коллектива царит веселый настрой и живое общение, рождается небольшая конкуренция и все это движет людей в правильном направлении.
Но такое, само по себе, к сожалению, бывает редко.

Университет


Такую систему может организовать и поддерживать Университет. При желании, естественно. Что можно сделать? Во-первых, например, утвердить сие явление на уровне университета, найти преподавателей, которые в этом заинтересованы, повысить им хоть немного зарплату или выплачивать премии, продвигать понятие «Спортивное программирование» в массы, завлекать людей, назначить и проводить регулярные тренировки и т.п.

А во-вторых…мотивировать! Мотивировать самих студентов, делать это совсем несложно. Накормить, например, для начала. У начинающих программистов все еще имеется юношеский максимализм, они пытаются выделиться из толпы, добиться в чем-то хорошего результата. Нужно только направить людей в нужное русло. Вот несколько примеров, как можно подталкивать людей на пусть истины.
  1. Устраивать соревнования внутри ВУЗа, а потом давать грамоты победителям, скажем, на день факультета или университета. Родина должен знать своих героев. Можно устраивать продолжительные регулярные соревнования и строить какой-то рейтинг. Скооперироваться с такими же средними ВУЗами и раз в неделю/месяц соревноваться с ними, конкуренция никогда не повредит.
  2. Лучшие команды отправлять на соревнования, оплачивать командировки, освобождать от некоторых предметов.
  3. Денежные премии, путевки, экскурсии и другие виды вознаграждений.


Вполне вероятно, что у Вас в университете все не так, поверьте, я очень за вас рад, но бывает и по другому. Читатель, если Вы имеете отношение к университету, поинтересуйтесь как у вас с этим обстоят дела. А если имеете какое-то влияния, подумайте, возможно, именно Вы можете все изменить.

Успехов Вам, ищите в себе силы на покорение новых вершин, не опускайте руки, развивайтесь и никогда не останавливайтесь!
По материалам Хабрахабр.



загрузка...

Комментарии:

Наверх