Почему мы теперь не главные

5 Мар
2012

Здравствуйте, господа программисты!

Как это ни прискорбно, но я хочу озвучить страшную мысль: эра нашего величия подходит к концу.
И когда я говорю «величие», то имею в виду отношение к нашей профессии не со стороны обычных людей, а со стороны IT компаний. В частности, мне кажется, что некоторые неправильно понимают последние шаги компании Microsoft. И совершенно напрасно разжигают очередной огонь ненависти по отношению к грядущим изменениям в Windows 8 и стэке соответствующих технологий. Если вам интересно почему нас перестали ценить в первую очередь и что, после всего этого, делать дальше — прошу под кат.

Что было?


Для того, чтобы понять как мы докатились до жизни такой стоит вначале немного окунуться в историю. Думаю никто не оспорит тот факт, что вначале компьютер и его программное обеспечение было вещью нашего профессионального применения и требовало специальных навыков. Но время всё расставляло на свои места. Компьютеры становились мощнее, доступнее и проще в использовании. Компания была Apple первой, кто фактически поставил пользователей своей продукции выше её инженеров-разработчиков. Apple доказала, что компьютер может быть прост в использовании даже для обычного человека. Я намеренно пишу «человека», а не пользователя ПК. Почувствуйте разницу. Даже если вы противник «яблока», просто спросите пользователей довольны ли они (не вы, а они) своими устройствами. Удовлетворение пользователя — это главное. И неважно в какие рамки, при этом, приходится загонять разработчиков.

Все знакомы с утверждением, что успех платформы или операционной системы зависит от количества программистов, пишущих под эти системы, и соответственно, от доступного количества программного обеспечения. Компания Microsoft всегда следовала именно этой стратегии, которая была выгодна всем: пользователям системы, программистам и самой компании. Предоставляя удобные механизмы и различные фреймворки для разработки, компания создавала армию разработчиков под свои платформы. Что, в свою очередь, порождало огромное количество программ, что всегда радовало потребителей. И эта схема работала… до сегодняшнего дня.

Что есть?


Сейчас Microsoft, фактически, последней отказывается от стратегии «программисты рулят всем». Зайдите на официальный сайт Windows Phone 7 и взгляните на лозунг — «Put people first». Компания прямо намекает нам — теперь потребители правят балом. Ещё одно доказательство, это новая бета версия Windows 8 — Consumer Preview. Думаю из названия понятно для кого она предназначена и кто, в первую очередь, интересует компанию. Я не побоюсь этой мысли и напишу прямо: теперь это даже не object-oriented programming — это user-oriented programming.

Сравним такой подход к разработке программного обеспечения с созданием новой модели автомобиля. В обеих компаниях будем наблюдать за инженерами (мы же тоже инженеры, да?) и дизайнерами. И пускай автомобиль у нас будет массовый — бюджетный переднеприводный седан, а программа самая обычная — медиаплеер. Задача есть, кадры присутствуют, бюджет согласован -поехали!

Сразу же наши авто-инженеры хотят взять самый мощный двигатель и разместить его посередине кузова для лучшего распределения веса, да и полный привод не помешает. А дизайнеры решили отрезать сзади багажник, потому что он нарушает гармонию общего силуэта и оставили только три колеса, ведь это сегодня последний писк моды. С другой стороны, инженеры-программисты предлагают добавить в плеер поддержку 3D графики и ещё 9000 очень нужных функций. А дизайнеры упираются в том, что плеер должен быть строго голубого цвета и только с круглыми кнопками, потому что это стильно. Но здравый смысл побеждает и работа начинается с соблюдением стандартов технологий и инструментов. Настает тот день, когда наш автомобиль готов пройти сертификацию, а наша программа быть загруженной в Market или Store. Но, внезапно, оказывается что после прохождения краш-тестов передний бампер машины нужно сделать крепче и добавить подушки безопасности в салон. Инженеры в шоке и отказываются впихивать (по их мнению) лишний и тяжелый металл под капот. А подушки то зачем вообще нужны? Дизайнеры бесятся от того, что их фиолетовая мигающая полоса вдоль всего кузова — это бесспорно красиво, но применено не будет, так как государственные стандарты строго указывают на оранжевые поворотники и красные стоп-сигналы. Наши программисты не могут поверить, что оказывается нельзя применять недокументированные функции, а в целях безопасности приложение не может обращаться к корневому каталогу системы. Вторят им дизайнеры, которые считают что обилие градиентов и наличие всевозможных анимаций делает интерфейс лучше и ярче.

Конечно, я утрирую ситуацию, но давайте вспомним что мы хотели получить вначале. Бюджетный седан и программу-плеер. Именно этого хотят и потребители. Пускай дизельный двигатель лучше, а плееру было бы круто иметь свою консоль отладки — как потребитель, я хочу заправляться бензином, а плеером просто слушать музыку. И пусть подушки безопасности заставляют изменять салон машины, а ограничения программной безопасности не позволяют программе видеть все папки — это обоснованно. IT компания теперь должна сама думать об уровне безопасности её программного обеспечения. Ведь автомобиль сразу выпускается с подушками безопасности и хорошими тормозами. Или вы затем отдельно устанавливаете эти вещи в авто, как антивирус в операционную систему? Также, как и производитель автомобилей обязан следовать стандартам и проходить сертификацию, так и производитель программного обеспечения теперь должен будет использовать лишь поддерживаемые технологии и удовлетворять требованиями различных «маркетов».

Что будет?


Будет круто! На самом деле будущее гораздо-гораздо ближе, чем мы думаем. Мощности мобильных устройств уже полностью достаточно для выполнения всех желаний своих пользователей. Что вы сегодня НЕ можете сделать на своем смартфоне или планшете? Написать документ, посмотреть почту, пообщаться в Skype, посерфить в сети, посмотреть фильм или ролик, поиграть в игрушки — всё доступно! Такая ситуация порождает новые форматы устройств. Точнее, стирает границы между ними. Осталось совсем чуть-чуть до того момента, когда наши устройства будут зависеть от размера. Единственное, что сдерживает нас сегодня — это размер экрана и способы ввода. Но решением этих проблем уже занимаются. Гибкие экраны, пико-проекторы, мониторчики в очках и технологии дополненной реальности избавляют нас от привязки к размерам устройств. А сенсорный ввод, Microsoft Kinect и возможности распознавания человеческой речи успешно заменяют привычные клавиатуры и мышки. Мы уже тонем в разнообразии форм-факторов предлагаемых сегодня девайсов. И далее их будет ещё больше. Это заставляет Microsoft, Apple и Google делать свои операционные системы универсальными. «Большие» операционные системы берут лучшее из того, к чему привыкли пользователи мобильных устройств. Все жесты, привычки, стили использования и прочие «паттерны». Вопрос, на который так загадочно молча улыбаются представители Microsoft — будет ли слияние Windows и Phone систем? Будет обязательно. Может технически и не совсем, но для пользователей — это будет одна общая ОС. И скорее всего, расположенная в облаке.

Что делать?


Приспосабливаться! Ведь это процесс естественной эволюции. Компьютеры среди нас, но люди их использующие не хотят становится компьютерно-грамотным пользователями. Им нужны устройства, которые предоставляют свои функции качественно, используя стандартные подходы и отвечая понятными реакциями. И это хорошо. Мы ведь также обычные пользователи. Так чем плохо то, что софт будет становится лишь более качественным, стандартизированным и понятным? Может быть вы не согласны со мной и темная сущность программиста внутри каждого из уже паникует. Но давайте просто не будем забывать, что в конце концов, язык программирования и фреймворк — это всего лишь молоток и зубило в наших руках. Ограничения платформ или «магазинов» — это только особенности материалов, которые мы применяем. Но какими бы удобными и крепкими не были эти инструменты — не они делают из нас отличных скульпторов и творцов.

Желаю вам вдохновения и успехов, господа программисты!

Спасибо за внимание.
По материалам Хабрахабр.



загрузка...

Комментарии:

Наверх