Интернет и производительность коллективного труда

4 Окт
2011

Работаю в крупной российской компании. Должность не связанная с IT, но связанная с руководством людьми. В моем подчинении находится большой коллектив, очень разномастный, как по возрасту, так и по интересам.
В один прекрасный момент меня заинтересовала связь “доступ к интернет-сервисам – рабочие показатели”. Заинтересовала она меня не просто так, а из-за случившегося осенью 2008 года финансового кризиса. Настала пора снижать издержки и думать о повышении результативности.
Хочу отметить, что в случае с моей компанией, рабочий показатель каждого сотрудника и подразделения в целом, можно четко определить.
Так как все сотрудники заняты одним и тем же процессом, а именно логистикой товаров, то с помощью ERP-системы которую мы используем, легко проверить объем проведенной сотрудником работы за временной интервал. Общая нагрузка на отдел — величина довольно стабильная, меняется лишь сезонно и прогнозируемо.
С помощью админов было проведено исследование сетевой активности сотрудников. Полученные данные и практические выводы на ваш суд ниже. Рассматривалась зависимость общей производительности коллектива от возможности доступа к ряду востребованных (по данным нашего прокси) сетевых ресурсов.

Данные об испытуемом коллективе:
• всего работает в подразделении 29 человек
• все сотрудники с высшим образованием
• все используют компьютеры в рабочем процессе
• на момент старта исследования все 29 человек имели неограниченное (почти) подключение к сети
Диаграмма распределения сотрудников по возрастным группам:
image
По логам прокси-сервера были выявлены наиболее востребованные интернет-ресурсы. Хочу также отметить, что востребованность приведенных ресурсов, в целом одинаковая по всей фирме (более 200 сотрудников), а не только в моем подразделении. Было решено рассматривать только 4 ресурса, так как на них приходился самый большой месячный трафик (по компании).
Вот наши герои:
• Youtube
• Vkontakte
• Odnoklassniki
• Twitter
Twitter сюда попал не по трафику, а по количеству обращений к нему из нашей сети. Правда, сотрудниками именно моего подразделения, он был не особенно востребован, но в целом по компании занимал видимое место по числу обращений к своему сайту.
Вот как распределялись интересы сотрудников к этим сервисам
image
Как можно было ожидать, самые активные группы – до 25 лет и от 25 до 35 лет.
Наиболее популярные сервисы — социальные сети, потом YouTube, а Twitter на последнем месте.
Так же можно увидеть, что многие сотрудники не старше 40 лет, имеют аккаунты в обеих социальных сетях, а старшая возрастная группа предпочитает “одноклассников”. Все возрастные группы смотрят YouTube.
Ниже привожу распределение рабочего времени (по группам), потраченного на доступ к этим сервисам ежедневно (цифры усредненны)
image
Тут ничего не меняется, лидером по-прежнему выступает YouTube, далее идут “контакт” с “одноклассниками”, а Twitter последний.
Распределение затраченного рабочего времени (ежедневно) на доступ к интернет-сервисам, по группам, в минутах
image
Проценты взяты от общего времени затраченного на обращения к 4 ресурсам.
Видно, что наиболее активно, сидят в сети представители самых молодых групп, но тут следует учитывать, что эти группы содержат 58 % всех сотрудников подразделения.
А вот время, приходящееся на каждого сотрудника в отдельности, выглядит иначе
image
Больше всего рабочего времени на доступ к развлечениям в сети, расходует самая младшая (30 минут в день на человека) и самая старшая (20 минут в день на человека) возрастная группа.
Ну а теперь, собственно то, ради чего все затевалось – влияние доступности интернет-сервисов на продуктивность рабочего процесса. Напомню, что изначально не было никаких ограничений на доступ к перечисленным сервисам. Т.е. показатель производительности подразделения на тот момент (в нашей ER-системе он имеет значение выраженное числом от 0 до 1000) для простоты исчислений берем за 100%.
Доступ к рассматриваемым сервисам был закрыт на 30 дней, сотрудники уведомлены.
Могу сказать, что многие были не довольны. До увольнений, конечно, не дошло, но наличие каких-то запретов заметно раздражает людей, даже если они не пользовались этими ресурсами.
Итоговый график
image
Сначала показатели упали и продолжали снижаться в течение 2-х недель. В это время, был отмечен всплеск обращений к другим ресурсам сети, люди искали замену привычным для них вещам. Можно было бы выделить какие-то ресурсы, но их особенности слишком размыты для обобщения, в основном это были форумы, новостные сайты и прочие ресурсы с обновляемым контентом.
Через две недели после введения ограничения, рабочие показатели вновь стали повышаться и к концу первого месяца пришли к тому уровню, который мы имели до введения запретов. В течении последующего месяца ограничения были сняты, коэффициент производительности немного снизился, но остается на уровне выше начального, примерно на 2% по сей день. В условиях моего подразделения, этим приростом можно пренебречь.
Дополнительно хочу отметить, что для сотрудников есть (и всегда был) ряд ресурсов доступ к которым запрещен постоянно. В основном это – порно, чаты, блоги (на крупных площадках) и ресурсы напрямую развлекательные.
Выводы которые сделал я
Для своего отдела я принял решение не ограничивать доступ к этим ресурсам. Рост показателей мал, людей напрягают запреты, выросла напряженность между начальством и подчиненными. Люди сразу восприняли запрет, как начало чего-то большего по негативному воздействию. Начались беспочвенные разговоры из серии – сегодня доступ к YouTube закрыли, завтра мобильники запретят и т.д.
Вернув доступ к запрещенным ресурсам, мы обнаружили, что люди стали пренебрегать ими, возможно для того, чтобы избежать привыкания и не испытывать утрату после очередного запрета.
В процессе исследования было собрано много разной побочной статистики, такой как:
• время, проводимое на сайтах для мужчин и женщин
• трафик по сайтам для мужчин и женщин
• такая же статистика с учетом возрастных групп
• и т.д.
Если кому-то будет интересно, с удовольствие опубликую и эти цифры.
По материалам Хабрахабр.



загрузка...

Комментарии:

Наверх