История невзлёта facebook-бота

16 Ноя
2011

Расскажу историю об одном провальном не до конца удавшемся запуске мини-стартапа. Всё началось с «случайного» прочтения статьи, в которой говорилось о закрытии Facebook-ом 31го октября одного из самых популярных приложений — Discussions board. Возможности экспорта топиков не предвиделось. Мне и товарищу идея показалась крайне интересной, быстро реализуемой и очень востребованной в краткосрочный период времени (у нас было 10 дней на разработку, продвижение, «изымание» денег у клиентов). Facebook Api для доступа к дискуссиям не существует — было принято решение заняться парсингом.


Мы подумали и решили

основной проект подождёт недельку: в случае успешной реализации парсера для экспорта дискуссий мы можем спокойно уволиться с работ и стартапить 24/7.

Workflow работы приложения


  1. Клиент, желающий сохранить свои дискуссии, заходит на страницу нашего приложения, вводит discussion board url, контактный email.
  2. Запускается парсинг статистики страницы-дискуссий клиента.
    Парсер подсчитывает количество топиков и комментариев в боарде, общую сумму денег за экспорт, исходя из коэффициентов: 0.12$ за топик, 0.01$ за комментарий(суммы взяты из расчёта — 100-500$ с больших компаний за услугу).
    Код парсера статистики на пасте
  3. Клиент оплачивает получившуюся сумму через PayPal. Настроить PayPal оказалось крайне легко.
  4. Данные(при вводе board url и email) попадают в нашу базу, мы руками из админки нажимаем кнопку старт, которая запускает парсер. Руками — потому что на момент создания мы думали, что клиентов будет минимум сотня, а то и две, среди которых найдётся с десяток приколистов, которые будут массово вводить чужие discussion boards just for fun. Забегая вперёд скажу, что мы заработали на проекте 0$, в базу добавилось 0 клиентов, даже приколистов не нашлось.
  5. Высылаем клиенту на указанный им ранее email zip архив с собранным xml. Пример экспорта со страницы Last.fm
  6. ?????
  7. Profit

Реализация(программирование)


Парсер-бот, написанный на Selenium(WebDriver, браузер-firefox), который ходит по открытым страницам дискуссий компании-клиента.
Код основного парсера на пасте.
Да, там многовато хардкода, но мы работали только на скорость и результат, масштабируемость и гибкость были ни к чему, так как приложение могло в будущем сгодится лишь для очередной бездарной статьи. Как видите, пригодилось. Сначала парсер был написан на HtmlUnit, но пришлось переписать на Selenium: HtmlUnit не умеет брать контент со страницы, полученной путём не bookmarkable ajax-перехода. Также пришлось повозиться с известной проблемой — ожидание перерисовки контента при ajax-запросе( решение ).
Web часть написали на grails — субъективно одном из лучших java for web решений. Лишь сам класс парсера пришлось переписать на строгой Java ввиду того, что время от времени выскакивали демонические анонимные ошибки(вспоминаю по памяти, «There is an exception at line 123 in Anonymous class», хотя никаких внутренних или анонимных классов у нас не было).

У нас оставалось около 5 дней на продвижение, маркетинг


Как оказалось, это самая сложная часть в плане получения реального результата. Мы разослали наше предложение во всевозможные форумы, где была поднята данная тема. Так же мы решили воспользоваться новым-добрым facebook-директ-мейлом. Было проведено исследование, найдены самые крупные по численности фанов страницы компаний, из них отобраны страницы, у которых достаточно много дискуссий в discussions board. В итоге был получен документ со списком основных клиентов, которым разослали приложения.

Профит


Ни одного клиента, 0$ заработано. Всего пару администраторов групп отписались, заинтересовались, но дальше слов дело не пошло.

Итог


Фейсбук скоропостижно закрыл Discussions board application. Ажиотажа и паники на корабле мирового интернета не наблюдается. Всем всё равно.
Мы так и не смогли вдохнуть жизнь в проект. Был получен некий опыт, который можно описать так: «Сделать проект работающим намного сложнее, чем вам кажется, надо быть реалистом на грани пессимиста. 3 дня и 0 денег — недостаточно для маркетинга». Но мы не отчаиваемся, наш новый проект будет лучше, сильнее, успешнее.
По материалам Хабрахабр.



загрузка...

Комментарии:

Наверх