Как я проводила деловые игры по коммерциализации технологий

7 Фев
2012

Всем привет, меня зовут Дарья, я работаю в Бизнес-инкубаторе Высшей школы экономики и в рамках этой деятельности провожу чемпионат по деловой игре «Железный предприниматель». Название немного странное, но игра действительно несет предпринимательский дух и азарт. В этом посте хочу рассказать об одном из аспектов игры — работе с компаниями-партнерами и пригласить компании из российских и украинских регионов к сотрудничеству.

Что такое Железный предприниматель?


Железный предприниматель — это деловая игра, где участников (обычно студенты, молодые люди 17-24) объединяют в команды по 4-5 человек и дают описание технологии (к примеру, NFC). Командам нужно придумать бизнес на основе технологии, сгенерировать как можно больше идей применения и выбрать из них самую перспективную с коммерческой точки зрения. Для выбранной идеи участники разрабатывают бизнес-модель, оценивают объем предполагаемого рынка, определяют целевую аудиторию и методы продвижения для нового продукта, и готовят презентацию для жюри. И все это нужно успеть сделать за час! Затем идет блок презентаций (по 3 минуты) проектов жюри и выбор лучших.

Игры объединены в чемпионат (города России, Украины и Казахстана) — победители каждого этапа приглашаются на финал в Москве. Более подробную информацию об игре, о географии чемпионата, а также отчеты о прошедших играх можно найти на официальном сайте чемпионата — zhp.hse-inc.ru.

Откуда берутся кейсы для игры?


Кейсы для игры (описание технологии) предоставляют нам компании-партнеры. Это может быть и большая компания, такая как ABBYY, так и малый бизнес, например, Outdoor Lasers. Бывают и случаи, когда мы находим независимого разработчика, которому интересно принять участие в игре. Мы помогаем написать кейс в нужном для игры формате.

Как мне казалось, преимущества участия в игре для компании такие:
— возможность найти необычное решение своей проблемы, новые методы коммерциализации и применения технологий и сервисов компании, нестандартные продуктовые решения
— возможность привлечения на работу в компанию лояльных сотрудников и межвузовские команды с участием студентов с различными компетенциями
— возможность повысить лояльность к своей компании и сформировать позитивный имидж среди продвинутой молодежи (школьников, студентов, выпускников) как в Москве, так и в регионах России и странах СНГ

В обмен, я прошу помочь с подарками на игру (простыми, недорогими) и, если это регион, то с билетами для команды-победителя на финал в Москву. И естественно, присутствие на игре, ответы на вопросы, участие в работе жюри и т.д.

Каких результатов на самом деле достигают компании-партнеры?


Сейчас чемпионат идет полным ходом и осенью 2011 прошли московские этапы. Я опросила партнеров и получила вот такой feedback.

*К1 — независимый разработчик, К2 — большая компания, К3 — маленькая компания, стартап

Что компании-партнеры думают о чемпионате



1. Как вы в общем оцениваете поддержку чемпионата по деловой игре «Железный предприниматель» вашей компанией? Принесла ли она пользу или была пустой тратой времени? Почему?

К1: Я считаю, что общение с большим количеством молодых, умных, мотивированных людей не может быть пустой тратой времени. Конкурсанты выражают свое мнение об основных современных тенденциях формирования бизнес-моделей предприятий, творчески преобразовывая стандартные шаблоны.
К2: Нам понравилось, показалось, что это хороший инструмент для того, чтобы получить быстрый взгляд на технологию со стороны. Заодно это еще и возможность познакомить креативных людей с тем, что мы для них разработали 🙂
К3: Да, участие в ЖП, конечно, было полезным. Как минимум приятно, когда над твоей идеей или кейсом думают большое количество команд, специально для этого собранных. А, оказалось, еще и полезно – много интересных идей. Вообще, надо бы вам уже меняться ролями с компаниями. Конечно, при участии всего 4-5 команд это будет сложно. (Примечание автора — на этой игре было мало команд, наша ошибка, обычно команд 8-12). Но если в каждом этапе будут принимать участие 10, 20, 30 команд. И при этом у них будет больше мотивации придумывать самые интересные варианты, то не вам надо будет искать компании, предоставляющие кейсы, а компании сами должны выстроиться к вам стройной жаждущей толпой.

2. Услышали ли вы что-то неожиданное и новое о технологии или сфере ее применения из уст участников игры? Если да, было ли это полезно? Если нет, то в чем, по вашему мнению, причина?

К1: Среди предложений конкурсантов не оказалось принципиально новых идей, но были четко расставлены акценты по продвижению продукта на рынок, а также по формированию взаимоотношений с партнерами.
К2: Что-то неожиданное услышали. На мой взгляд, было полезно. Вопрос в том, сможем ли мы найти партнеров, которые смогут реализовать фантазии участников игры. Или, возможно, они создадут компанию и придут к нам за сотрудничеством.
К3: Да, была одна очень свежая и интересная идея. А свежая и интересная идея не может быть не полезной, просто сейчас времени заниматься именно ей нет. Такие вещи хорошо бы возлагать на людей, эти идеи предложивших, но с этим пока не сложилось.

3. Взяли ли вы кого-нибудь из участников игры в команду, продолжилось ли общение с участниками игры? Если да, то довольны ли вы результатом? Если нет, то почему это не произошло?

К1: Пара участников конкурса после мероприятия заинтересовались работой над моими проектами, однако в дальнейшем от них не было ни слуху, ни духу. Молодые люди часто надеются на легкий хлеб с маслом и икрой, а не саморазвитие через работу над реальными проектами.
К2: Так как мы предлагали придумать применение нашей технологии партнером, то в команду, которая занимается непосредственно разработкой этой технологии никого не брали.
К3: Мы разослали всем участникам нашего этапа письмо с приглашением поработать в нашей компании, но ожидаемого результата не последовало. Причина тут только в том, что возрастной состав команд, пока еще не позволяет участникам серьезно задумываться о более менее постоянной работе. Из 20 человек на письмо ответило лишь 2, и оба сказали, что совмещать учебу с работой сейчас не могут. Уверен, время их еще придет.

4. Вы бы посоветовали другому разработчику или компании-владельцу технологии участвовать с кейсом в чемпионате? Почему?

К1: Да, я бы советовал участвовать в Вашем конкурсе для проверки правильности собственной бизнес-модели, выяснения насколько цепляет разработка непосвященных в тонкости людей, а также для приобретения новых идей и контактов.
К2: Да. Особенно, если он обладает технологией, ширина применения которой ограничена только фантазией. У него будет отличная возможность познакомиться с абсолютно разными взглядами на ее использование.
К3: Да, конечно, при удобной возможности рассказываю партнерам и компаниям о вашем мероприятии. Многим интересно. Но опять же, уверен, нужно каждый этап ЖП выводить на более серьезный уровень – не 20 человек в полупустой аудитории плюс 3 организатора, а полномасштабное вероятно попсовое, но мероприятие со своим «блекджеком и шлюхами»=). При таком раскладе можно и зарабатывать на таком, а лучше команды поощрять финансово, но не слишком, а то зазнаются)

Что хочу?


Сейчас начнутся региональные игры (около 15 городов по всей России плюс 4 города Украины и казахская Караганда). Приглашаю всех заинтересовавшихся стать партнером конкурса и представить свою технологию в качестве кейса на игру. Список город есть тут — zhp.hse-inc.ru/games, он периодически пополняется.
Моя почта — shubina@hse-inc.ru.
По материалам Хабрахабр.



загрузка...

Комментарии:

Наверх