Почему мы делаем стартап?

30 Янв
2012

Здравствуйте жители БлогаБлог. Давно хотел написать, но не было достойной темы.
И вот сегодня мой первый пост на столь популярную тему стартапов.

Небольшой экскурс в историю.
Интернет был интересен мне всегда, начиная с появлением в 2001 году персонального компьютера и доступа в Интернет. И оказывается, свой первый стартап я сделал уже в 2003 году. Тогда я очень увлекался цифровой фотографией и решил сделать фото-сайт по примеру photosight.ru.
С одной стороны опыта было мало, и по профессии я не программист, но задумка была интересная, на базе фото-хостинга сделать новостной портал, каталог фотокамер, быть может интернет-магазин. Проект «DiCamera.ru» жил (сущестовал) несколько лет и посещаемость доходила до 150 человек в день! Была определённая зависть на конкурентов, у которых посещаемость была по 20000 человек, но, как говорится, что не делается – всё к лучшему. Сейчас посещаемость того же фото-сайта достигает всего 50000 человек в день, а мы хотим разработать стартап с аудиторией в несколько миллионов человек с охватом на весь мир.

2003-2006 годы прошли под знаком попыток (пыток), параллельно с основной (наёмной) работой, что-то сделать самому, развить фотосайт, но не заработав на этом за всё время ни копейки, в 2006-2007 удалось убедить друзей попробовать сделать студию веб-дизайна. Взяв несколько проектов, столкнулись с «кидаломов» и «тупизмом» заказчиков, «динамой» фри-лансеров и прочей ерундой, достаточно быстро пришли к решению, эту тему оставить и заняться «умным домом»… для чего пришлось бросить хорошую работу и идти красить стенки нового офиса.
Но это уже другая история, скажу только, что тут нам удалость сделать многое!

Итак, возвращаясь к теме «Почему мы решили делать стартап?».

Наступил 2011 год и обнаружилось 3 момента:
Первое, ещё в 2008 году мы осознали потенциал рынка мобильных приложений с выходом первого iPod Touch.
Второе, после кризиса 2008-2010 годов, мы задумались о том, что нужно диверсифицировать бизнес и иметь гео-независимое направление. Кризис в России – пакуем чемоданы, уезжаем на время в Тайланд. Какой бизнес так может позволить это сделать? Конечно, только разработка программного обеспечения.
Третье, занимаясь «умными домами» у нас появилась команда разработчиков и высокая компетенция в сфере ИТ.
И вот, первые упоминания про мобильные разработки и интернет-стартап нашлись в протоколе совещания под названием «Перспективные направления развития» от 26.02.2011 и текст был такой:

Mobile App Development
  • Идеи мобильного приложения???
  • Принципы маркетинга?
  • Кстати, скоро и iOS и Android будут встроены в ТВ! Возможно, тут можно придумать что-то новенькое!
  • Анализ рынка
Сейчас рынок ~ 100 млн устройств.
Среднее кол-во продаж хороших приложений — 10 — 100 тыс. штук.
Средняя цена — 1-5 USD.
Команда разработчиков (дизайнер + 2,3 программиста + менеджер + маркетолог + офис) = 10 000 Евро/месяц = 120 000 Евро/год.

Т.е., для окупаемости бизнеса необходимо:
  • 120 000 продаж * 1 USD (простенькое приложение)
  • 12 000 продаж * 1 USD * 10 (10 простеньких приложений)
  • 12 000 продаж * 10 USD (Очень крутое приложение)
Для получения прибыли, продажи необходимо удвоить!
Через 2-3 года рынок может сам вырости до 700 млн устройств, т.е. в 7 раз!


Начались думки над идеей мобильного приложения. Сразу были отброшены мобильные игры, т.к. в команде играми никто не увлекался. Сразу отбросили нишевые продукты, типа «фонарик», т.к. это несерьёзно. Остановились на следующем: для пользователя приложение должно быть бесплатным, монетизация – через продажу данных корпоративным аккаунтам. Могу сказать, что за следующие несколько месяцев мы никуда не продвинулись, правда и занимались этим лишь на 5-15% рабочего времени.
Первый прорыв произошёл во время рабочей командировки в Китай, 15 июня 2011 года. Обсуждая в свободное время идеи мобильного бизнеса, придумали систему рекомендаций и отзывов на рестораны, кафе, отели. Отличительная особенность этого сервиса заключалась в более глубоком вложении, так например, вы не просто можете оставить оценку на отель, вам доступны для обсуждения всего его сервисы и весь его персонал, в ресторане вы можете не только оценить ресторан, но и его блюда и официантов и т.д. Причём, естественно, всё с мобильного приложения. Доступ же к конкретному «entry», должен был осуществляться через считывание QR кодов + GPS позиционирование.
Информация о заведениях, меню, услугах должны были по нашей задумке заноситься и актуализироваться самими заведением. А для привлечения пользователей, везде, на входных дверях, в меню, в визитках, должны были расклеиваться QR коды.
Мы даже придумали название, «tatatam.com», именно такой звук должен был быть извлечён мобильным устройством при публикации оценки. Сидите вы в ресторане, подошла официантка, принесла счёт, там нарисован её QR-код, вы его «щёлк» на камеру и публично при всех «ТатаТам!» (понравилось) или «Та – та – та – таааам», ака, похоронный марш – не понравилось.
Не начав разработку, а решив углубиться в изучение рынка, уже через несколько месяцев стало понятно, что не всё так просто и что уже есть и 4sq и AlterGeo и другие западные аналоги и вообще, «всё уже придумано до нас».

Ещё есть много, что рассказать, но обо всё по порядку и по мере освоения.

Сейчас же хочу добавить, что мы очень плотно работаем над другой идеей, уже с другим названием и при этом очень амбициозной. Может быть, вторым фейсбуком стать сложно, но если на сервисе будет всего 100 тысяч человек – мы его закроем.
Планирую ещё несколько публикаций на темы «Как мы выбирали имя проекта», «Как мы делаем стартап».

И напоследок, всем стартаперам рекомендую для ежедневного прочтения следующие ресурсы:
Ну, и иногда можно почитать, что пишет человек в зелёных штанах: @Amoreynis
(мне повезло, я однажды, его лично видел в туалете Digital October во время TechCrunch 2011. Вот!)
По материалам Хабрахабр.



загрузка...

Комментарии:

Наверх