Стартап и инвестор. Советы.

16 Апр
2012

Тема — многократно облизанная, расчесанная и выглаженная — и от того все более непонятна людям, кто попал в тусовку впервые.

В статье постараюсь изложить основные варианты создания стартапов в России и мои советы молодым. Им, собственно говоря, статья и адресована. Тем из Вас, кого манит сама идея «делать», у кого горят глаза после просмотра «социальной сети» или чтения новости о покупке instagram. Welcome под кат! image


Итак, что есть стартап, инвестиции и прочие термины — расшифровку давать не буду, ибо для этого ресурсов предостаточно. Начнем (внимание, барабанная дробь!) — с начала. А заключается оно в Вас — в Ваших амбициях и желаниях.

Предположим, что у Вас есть идея и Вам она кажется отличной. Вы суетливо шагаете по комнате и крутите в руках телефон, карандаш, конфетку или, что там подвернулось?
// в этой статье мы будем предпологать, мы так любим это делать )
// хорошо, буду честнее, я люблю это делать

Итак, совет номер 1
Запишите суть идеи, не забудьте никакую мелочь. Т.е. идея, аудитория, конкуренты, модель продаж, сложности создания, необходимая команда, ресурсы. Не заморачивайтесь на том, что на многие пункты Вы незнаете ответов. На самом деле — Вы не знаете ответов на все эти пункты — но сейчас это не важно. Важно запротоколировать те мысли, которые создали эмоциональный фон «топтать комнату в поиске пути».

Совет номер 2
Переспите с идеей, лучше хотя бы недельку. Не разрабатывайте ее активно. Отложите в ящик. После того как почувствуете, что мозг несколько остыл, вернитесь к ней. Если желание вспыхнет так же как и в первый раз — идем дальше. Если нет — это либо не та идея, либо Вы не тот — кому под силу ее воплотить.

Итак у нас есть идея, которая способна нас мотивировать — это уже много. Дабы не быть совсем абстрактными давайте разделим идеи на несколько типов:
image
Это первые, что пришли мне в голову, предлагаю не разводить полемики о их реальном количестве, и качестве моего исполнения. Пробежимся:
  1. Торговля — один из самых популярных видов бизнеса. Мы его трогать не будем, поскольку говорим об ИТ стартапах.
  2. Услуги — примерно там же где и торговля. О них говорить не будем по тем же причинам.
  3. Производство. Туда же
  4. Наука — реальная разработка нового элемента, материала и т.д. Этот пункт в нашу выборку попадает.
  5. Наукоемкое производство — производства уникального продукта. Т.е. материалы и технологии не всегда понятны, т.к. аналогов 1 в 1 — нет. Тоже берем.
  6. Сервис — самый популярный в среде ИТ стартапов — на нем и заостримся


Кстати, почему вышибли торговлю, услуги и производство существующих товаров? Потому что это входит в рамки обычного бизнеса, тем более Российского бизнеса, и к тематике ресурса, стартапов и инвестиций не имеет никакого отношения.

Далее, научный стартап я комментировать не могу, поскльку опытом и соотвествующим интелектом не обладаю (вселенская печалька). Поэтому как строится такой бизнес могу судить только с точки зрения аналитики — что не есть полезно для читателя. Но если Вы реально такой башкавитый чувачок, и чувствуете в себе силы к открытиям — Вы наверняка найдете верную дорогу. Удачи.

Наукоемкое производство. Тут следует понимать, что это фактически единственный случай, когда без первоначальных инвестиций не обойтись. Ибо надо пройти прототипирование, разработку, глубокий анализ рынка. Все это стоит денег и занимает время. Если вы только хотите вступить на тропу создания себе работы, а не поиска (а об это статья, да) то не советую сразу становится на этот путь, ибо он слишком уж труден и рискован. Но если же это для Вас, то мои советы будут таковы:
  • Разработайте принципиальную модель
  • Постройте прототип
  • Сделайте хороший маркетинг
  • Составьте краткий бизнес-план. Здесь без него никуда — вы должны четко понмиать объем и цену коммерческой партии
  • Опубликуйтесь на кикстартере. Это позволить Вам убить 3х зайцев, понять отклик аудитории, получить деньги на запуск, не убиваться в поиски инвестора на запуск.


Сервис.

Сервис — это то, что доступно всем. То, что на первый взгляд проще всего в реализации (относительно других вариантов) и сулит большую прибыль (привет фейсбук и гугл).

Итак, советы. Последнее время я часто вижу ситуации, когда мальчики сели после института или в нем и решили:
«Впень эту работу, а нас есть идея! Давайте сделаем офигительный социальный сервис для обмена короткими сообщениями!»
«Но ведь есть твиттер..»
«Да, но у нас сообщение будет 150 символов, и на логотипе свиттер, и вообще все в красных тонах. Как коммунизм. Круто?»
«Дааа, круто, давай»


Дальше происходит забавнее. Мальчики садятся в интернету и смотрят сколько стоит офис в центре, модная мебель, маркетологи, разработчики, менеджеры, секретари и прочее прочее прочее. Это занимает уйму времени, и доставляет немало удовольствия. К концу третьей недели мальчики заканчивают свои инет-изыскания и начинают смотреть на плебеев вокруг свысока, ведь они уже вот вот СЕО корпрорации зла.

Следующим шагом они осознают, что надо где-то взять деньги на это сказочное существование в центре города, с корпоративами во франции и зимовкое в тае. После нескольких тычков в разные, неподходящие места они понимают что надо заиметь какое-то лицо и сформулировать то, что они собираются реализовать.
Тут обычно идет вклад собственных денег — башляют насторону за красивый лого, и краткий бриф.
Ну а дальше искать инвесторов. Тут таких статей много, как лучше привлеч, как лучше нагнуться, и как глубоко эм. защищать.

На этом сию радостную притчу считаю оконченной. Внезависимости от успеха компании по поиску инвестора — проект врятли получится. Многие говорят «ребята уверенны в себе, это отлично», «почему мы должны работать за бесплатно, мы хотим как Microsoft, хотя бы» — тут у меня на ум приходит одна единственная поговорка про девочек в сауне, и про суши. Что бы и рыбку съесть.

К чему это все? Ах да, к советам. Если Вы настроены создать бизнес в онлайне, то я Вам советую:
  1. Сделать сервис (о том как это делается, какие шаги от анализа рынка до старта продаж — на блоге статей хватает) своими силами. Если Вы не программер и дизайнер, не отчаивайтесь, заработать несколько сотен тысяч в наше время не сложно (хорошие сантехники получают не меньше 100\мес. и это у нас в провинции). Заработайте и наймите спецов. Сначала поищите по знакомым, потом на фрилансе, ну и только потом по конторам разной величины, хотя врятли на фрилансе вы ненайдете свою половинку.
  2. Запустить сервис
  3. Не опускать руки N времени. Количество времени Вам подскажут более опытные коллеги, проконсультируйтесь заранее. И не стоит думать, что после заливки сайта на хостинг и ожидания на диване 4 месяца бабки упадут. Нет. Просто эти 4 месяца работайте во все 200%, и не теряйте надежды.
  4. ИЛИ, Аудитория не растет, сервис загибается — сворачивайтесь. Поражение надо уметь принимать. 95 из 100 ждет такая же участь. Выше нос.
  5. ИЛИ, Аудитория растет, вы не успеваете все делать, зашиваетесь даже по выходным и по ночам.


Вот тут появляются варианты.
В зависимости от типа сервиса:
  • Инвесторы сами Вас найдут и сделают предложения. Ведь инвестиции им нужны ничуть не меньше чем Вам.
  • Опубликуйте краткий пресс-релиз о Вашем сервисе, и о том что средства Вам не повредят, не стесняйтесь показать реальную статистику роста. Ждите. Ждать не долго.
  • Попытаться монетизировать сервис.


Резюме.


Если вы делаете ит-сервис-стартап — не гоняйтесь за инвесторами. Инвесторы хотят заработать гораздо больше чем, Вы, у них опыта и ума гораздо больше чем у Вас, глаз наметан — несравнимо. Они сами увидят перспективный проект. У Вас есть всего одно преимущество — молодой задор, огонь в глазах и желание делать. Так я желаю Вам делать — свое дело, а не тратить все силы на продажу иллюзии о вашей офигенности.

З.Ы. на ИТ портале родного города набрел на страницу с описанием «стартапов» местного разлива. На мой взгляд — это печально. Собственно сие собитие и побудило к написанию.
По материалам Хабрахабр.



загрузка...

Комментарии:

Наверх