«Стартапы» ближайшего будущего: делаем прогнозы на 2012–2013 годы

8 Фев
2012

Disclaimer: написанное здесь — это мои мысли, в некоторых местах, возможно, спорные. Не принимайте всё сказанное на свой счёт и счёт своего бизнеса. Если считаете, что где-то я неправ — примите, пожалуйста, участие в дискуссии.

Определённо, «стартап-движение» — это тренд современной IT-индустрии, активная фаза которого началась 3–4 года назад. Количество «ферм», «фабрик», «академий» и прочих организаций, так или иначе связанных со стартапами, растёт небывалыми темпами: новые названия мы слышим едва ли не каждую неделю.

Мыслители и евангелисты от стартапов говорят: ищите узкие целевые ниши и занимайте их. Однако нетрудно понять, что с такой стратегией сложно добиться сколь угодно крупных финансовых успехов (чтобы был оборот, скажем, в сотни миллионов/миллиард рублей в год). «Нишевики» пытаются доказать нам, что часть больше, чем целое — но это бессмысленно и бесперспективно. Именно по этой причине мы видим, что те же социальные сети, целевая аудитория которых ограничена какой-либо узкой предметной областью, проигрывают по объёму пользователей обычным сетям, предназначенным для общения и развлечения, на 2, а то и на 3 порядка.

Они говорят нам: «Найдите хорошо зарекомендовавшую себя бизнес-модель и скопируйте её с учётом местных особенностей». Практика показывает, что клоны никогда не становились превосходнее оригиналов.

Наиболее типичная ситуация — наличие зачинателя (pioneer, initiator) и хвоста последователей (followers, repeaters).

Например, компания Apple создала Макинтош — Microsoft сделал GUI Windows’a очень похожим на GUI Макинтоша; спустя 26 лет Apple сделала iPad — теперь почти каждый производитель делает подобные планшеты; такая же судьба у Groupon, Facebook, сайтов по поиску и покупке авиабилетов, сайтов совместных путешествий и многих других.

Замечательные слова на эту тему сказал известный интернет-деятель Антон Носик.


На вопрос ведущего1 «Во что перспективнее делать крупные инвестиции сегодня?» Носик ответил следующее: «В создание принципиально новых интернет-проектов, не клонирующих, не дублирующих и не повторяющих уже существующие на рынке интернет-бизнеса проекты; нужно делать новый функционал. Инвестиции сегодня в создание социальных сетей — это аукцион за право купить билеты на поезд, ушедший в 2005 году».

В этом не могу не согласиться с ним.

Подобную мысль высказал в беседе со мной David Heinemeier Hansson из «37 сигналов»:


«Andrei, I wouldn’t personally undertake another social network idea. Very few such networks make it big. But hey, if that’s what you guys are passionate about, do give it a try. The worst thing that can happen is that you fail and learn something from it.» ( ~ «Андрей, я бы не стал тратить время на запуск ещё одной соцсети. Лишь немногие социальные сети добиваются всеобщего успеха и известности. Но, блин, если это как раз то, во что вы, ребята, верите, то возьмите и сделайте! Худшее из того, что может произойти, это то, что ваша идея провалится, а вы извлечёте из этого что-то полезное для себя»).

Отличная фраза человека, не первый год занимающегося интернет-бизнесом. Спустя почти 2 года (а беседовали мы 27 февраля 2010) я понимаю, что, в общем-то, он был прав.

Я думаю так:


Чтобы быть успешным, современный интернет-проект должен быть масштабным, при этом он должен решать повседневные задачи, возникающие перед человеком на регулярной основе. Будущее — за полезными интернет-продуктами, использующими инновационные идеи и технические решения. Не нужно выдумывать для каждого проекта какие-то необычные способы монетизации — всё гениальное в этой сфере уже изобретено и испробовано, поэтому достаточно ориентироваться на лидеров рынка — чтобы со временем занять их место, а также использовать проверенные методы.

Наконец, важно появиться вовремя, то есть тогда, когда мировая IT-инфраструктура готова принять твой проект и у пользователей не возникнет затруднений с использованием созданного тобой интернет-проекта.

Мои [субъективные] прогнозы:


Каждый продукт имеет время рождения, роста, длинного (как правило) плато, угасания спроса и интереса, и ухода с рынка. В этой связи, «голубые фишки» интернета образца сегодняшнего дня — социальные сети; онлайн-игры; интернет-аукционы и т. п. — понятное дело, в ближайшие пару лет останутся при своём статусе, тем более многим из них ещё есть куда расти.

Имеют шанс «выстрелить», на мой взгляд, такие проекты:

1. Телекоммуникационные проекты для мобильных устройств (как видеотрансляции {пассивный приём данных}, так и интерактивное видео-взаимодействие {я думаю, что facetime — только начало подобных технологий}). Доля смартфонов и планшетов во всех мобильных девайсах будет расти, и скорость роста постоянно увеличивается. Nokia перешла на wp7-смартфоны, Sony Ericsson отказались от производства обычных «мобилок» — и это только начало. К тому же, распространяется высокоскоростной мобильный интернет (в частности, Yota с её 4G-системами). Но почему же у Мегафона уже который год 7 руб./Мб для GPRS-траффика в обычных пакетах обслуживания?

2. Сервисы для оплаты коммунально-бытовых услуг; причём как веб-версии, так и версии для мобильных устройств. Рост числа опытных интернет-пользователей и расширение зоны покрытия интернет-провайдеров только способствуют появлению соответствующего сервиса.

А как вы считаете, какие новые интернет-проекты будут в тренде в России в наступающем году?


1 — цитата была произнесена в 100-м выпуске «Рунетологии» Максима Спиридонова; скрин взят из передачи «Раздвоение личности» на канале itv.
По материалам Хабрахабр.



загрузка...

Комментарии:

Наверх