Как отшить плохих парней

13 Апр
2012

И так


Бывают плохие заказчики. Думаю с этим фактом не могут не согласится все кто хоть немного работал в индустрии веб-разработки. Было достаточно много постов о том, как объяснить непонятливому заказчику «кто в доме хозяин». Скажем здесь очень грамотно описано почему дизайнер должен делать дизайн а клиент не должен ему в этом мешать. Я решил пойти дальше и классифицировать заказчиков по «категориям риска». Надеюсь мой труд поможет небольшим студиям и фрилансерам избежать тех граблей на которые часто наступают молодые специалисты в сфере веб-разработки.

Классификатор


Условно разделим заказчиков на несколько групп

1. Переменчивые
1.1. Не самостоятельные.
1.2. Сомнивающиеся.

2. Творческие
2.1. Работал дизайнером.
2.2. Художник в душе.

3. Вредные
3.1. Любители чрезмерной лести и внимания.
3.2. Самоутверждающиеся.

Теперь по каждому типу конкретней

Переменчивые

Есть такие люди которые точно не уверенны что они хотят. Их мысли блуждают как ветер в поле, они абсолютно подходят для изучения конг-фу стиля «вода» но совершенно не подходят для сотрудничества.

Не самостоятельные — те которые меняют свое решение под влиянием друзей и знакомых. Например сегодня он говорит что ему все нравится, а завтра показывает соседской тёте Клаве, уборщице из местного ЖЕКа и подруге семьи, и она решает сказать что за «три тыщи» могли бы нарисовать и побольше.
Выход: настоятельно объяснить заказчику что сайт и его дизайн в частности это не картинка которую рисуют а сложная концептуальная модель построенная на основании тз и изначальных требований заказчика с учетом целевой аудитории, предлагаемой продукции итд.

Сомневающиеся — за частую это люди которые боятся ошибиться и поэтому часто меняющие свои решения. Причем за частую не в самую лучшую для них сторону.
Выход: таким людям нужно дать понять что Вы настоящий профи, и точно знаете что и как нужно делать. Не стоит просить заказчика выбрать между розовым и голубым. Ставьте голубой и объясняйте что он вызывает доверие, на основании исследования Британский ученых.

Творческие

Люди бывают разные. Бывают умные, бывают расчетливые, хитрые, злые и добрые. Но бывают творческие люди, и упаси тебя великий Ктулху их встретить под личиной заказчика.

Работал дизайнером — если заказчик сообщает об этом при первом общении то возможно все и хорошо.
Если все хорошо — от поймет Вас и поможет если Вы попросите, и уж точно не станет мешать.
Если все плохо — он будет говорить что сам знает как лучше потому что он дизайнер хоть и бывший, будет делать предложения расположить светло синий текст на фиолетовом фоне потому что он где-то об этом читал итд.
Выход: тактично дать понять что он обратился к специалистам. Если ему нужны услуги специалистов то он должен их принять. Если он и сам все знает — то зачем тогда обратился?

Художник в душе — человек который стремиться выплеснуть свой не реализованный творческий потенциал, но за частую ему просто не хватает квалификации для того что бы это сделать качественно, грамотно и вовремя. Но смею заметить что при должном уровне квалификации такие люди за частую не ординарные и могут натолкнуть Вас на замечательные решения и дать свежие идеи так что этот тип заказчика следует не боятся а просто относится к ним со здоровой осторожностью.
Выход: таким заказчикам нужно сразу давать понять что вы не картину рисуете а проектируете ракету. Так же поможет нагрузить техническими терминами. Это на проч убьет его псевдо-творческий энтузиазм и позволит Вам как специалисту спокойно работать над проектом то и дело аргументируя свои решения двумя тремя страшными словами типа «более восприимчивый для структуры сетчатки человеческого глаза с точки зрения исследований коммуникативной психологии».

Вредные

Таких людей лучше всего отсеивать еще на этапе написания тз, аргументируя тем что Вы как специалист не заинтересованны в данном проекте. За частую заказчики этого типа просто хотят выплеснуть свои негативные эмоции на Вас, причем совершенно не важно по какому поводу. Оно Вам нужно?

Любители чрезмерной лести и внимания — люди этого типа не так страшны как следующие но все же требуют особого к ним подхода. Распознаются в первый же день общения, причем очень легко.
Выход: не забывать, звонить по несколько раз в день и уточнять пожелания. Обязательно соблюдать все этические нормы в общении, как устном, так и письменном.

Самоутверждающиеся — данный тип заказчиков мне не нравится больше всего. Это те индивиды которые всем своим видом хотят показать что если они тебе платят то ты их раб и не человек. Часто признаком такого человека является нарочитое «тыкание», на пример «я тебе сказал сделаешь так-то».
Выход: прощаться. Я бы даже сказал гнать в шею. Такие заказчики подрывают Ваш боевой дух, унижают Вас и как специалиста и как личность. Лично я с такими не работаю не за какие деньги. Просто говорю «до свидания».

Итог


Дорогие коллеги, уважайте себя как специалистов. Будьте профессиональны и помните, отказ от одного «плохого» заказчика за частую приводит к появлению двух «хороших», так как повышается Ваш рейтинг и ценность как специалиста который знает себе цену.

Данная статья написана без использования дополнительных источников основываясь на собственных экспериментах и богатом личном опыте.
По материалам Хабрахабр.



загрузка...

Комментарии:

Наверх